Стройка без потерь как обеспечить охрану строительных объектов
Охрана стройплощадки – задача специфическая и далеко не простая, как может показаться простому обывателю. Работа в охране таких объектов считается в народе примитиВной, не очень престижной и «грязной», хотя по сложности и ответственности охрана стройки может посоревноваться с серьезными
режимными промышленными предприятиями, особенно если речь идет об охране целого строительного комплекса (например, нового микрорайона, масштабного промышленного предприятия). Наличие на объектах большого количества дорогостоящих строительных и отделочных материалов, оборудования, техники, а также людей (строителей), приведенных В одновременное движение, под названием
«СТРОЙКА», делает эти объекты столь проблемными для организации охраны.
Во время строительства любого объекта существует риск пропажи материалов, инструмента, а также угона строительной техники. Поскольку цены на всё это только растут, ущерб может быть серьезным. Добавьте к этому еще и потерю времени – и вы поймете: охране строящегося объекта стоит уделить самое серьезное внимание.
Интерес к вопросу организации охраны различных объектов во время строительства только растет. Спрос рождает предложение, а рынок диктует правила игры. Если раньше директоров строительных компаний в вопросах охраны объектов интересовала главным образом цена, то сегодня заметно растет спрос на качество и более широкий перечень охранных услуг. Специалисты знают, что у организаций, оказывающих
услуги охраны строительных объектов, есть своя специфика. Тактика работы определяется особенностями проекта, технологиями и организацией строительного производства. Давайте рассмотрим главные критерии, которые определяют организацию системы охраны объектов, особенно в больших городах.
1. Площадь территории застройки. Нужно различать то- чечные строительные объекты и районы массовой застрой- ки. В первом случае достаточно ограждения вокруг здания и «классической» схемы охраны с работой двух-трех сотруд- ников охраны в одну смену. При создании системы охраны основными факторами считается число ворот, уровень ин- тенсивности движения транспорта, нюансы организации зоны для складирования материальных ценностей, количе- ство рабочих на объекте и количество смен (от 1 до 3). Второй вариант намного сложнее. Обычно это 20 и бо- лее строящихся зданий разного назначения (жилые дома, магазины, школы, детские сады), как правило, возводимые подрядными организациями. Это наиболее уязвимые объ- екты, которые имеют в лучшем случае забор по периметру застройки и множество ворот. Индивидуального ограждения, независимо от принадлежности объекта той или иной под- рядной организации, как правило, нет, а количество охранни- ков на каждый объект строго лимитируется сметой. В данном случае эффективность зависит от схемы охраны, правиль- ного формирования группировки, наличия внутриобъектовой радиосвязи, уровня профессионализма старшего охраны.
2. Функциональное назначение строящегося здания. Детский сад, жилой дом, школа, крупный объект здравоох- ранения, объект культуры, спортивный комплекс – казалось бы, в чем между ними разница с точки зрения охраны? Но разница существует, и притом огромная. Да, любая стройка начинается с забора и котлована, а затем здание постепенно «растет» вверх. Однако не нужно забывать, что в случае с жилым домом при оптимальной орга- низации работы охранный цикл заканчивается в тот момент, когда разбирается забор, постепенно благоустраивается вся территория, а подъезды дома в закрытом и опечатанном виде передают под охрану
А вот при строительстве школы, спортивного комплекса, лечебного корпуса и так далее после возведения здания на объект завозят дорогое оборудование, ведется его монтаж, наладка. В этот момент необходимо увеличить и полностью перестроить группировку охраны. Основная работа происходит внутри самого здания. Следовательно, нужно учесть нюансы допуска на объект, организовать достаточную охрану
складированных ценностей и, главное, обеспечить полную сохранность смонтированных систем и оборудования.
3. Конструктивные нюансы строительного объекта. Вроде бы – какое дело охранной фирме до технологии
строительства объекта? Однако и здесь есть свои нюансы. Например, при монолитном домостроении часто уже на начальной стадии используются дорогие стройматериалы, которые для злоумышленников представляют большой интерес в силу «доступности», – это круглосуточно поступающие на
объекты арматура и бетон. Не меньший интерес у расхитителей вызывают щиты многоразовой опалубки, различные ее элементы. Лакомая добыча – кирпич, блоки. Охрана объектов просто немыслима без контроля за въезжающим и выезжающим транспортом, ввозимыми и вывозимыми грузами.
4. Контингент на объекте. Строительная площадка является объектом охраны, на территории которого всё время находятся люди. Некоторые объекты работают в двухсменном режиме. Нередко директора субподрядных организаций при попустительстве генподрядчика разрешают проживание своих рабочих в бытовках (особенно во время подготовки объектов к сдаче), маскируя это нарушение под работу ночных смен. Это могут быть рабочие из стран ближнего зарубежья. Согласно данным многих крупных сто-
личных предприятий, специализирующихся на охране строительных объектов, до 80–85% попыток хищений совершается именно персоналом строительных фирм, в основном субподрядных.
Так, руководство одного из частных охранных предприятий проанализировало данные по задержанным
нарушителям за шесть месяцев. И вот что получилось в процентном соотношении:
• граждане, не имеющие абсолютно никакого отношения к строительным объектам, – 9,6%;
• рабочие генподрядных организаций – 9,4%;
• работники субподрядных организаций – 81%.
Еще важнее контролировать ввоз-вывоз материальных ценностей. Причем охранная компания должна учесть, что злоумышленники могут не только вывезти что-то за пределы объекта (это довольно опасно), но и просто не доставить на объект машину-другую металла или бетона, а накладные позже провести по учету при участии заинтересованного лица.
Может ли охрана эффективно противостоять этому? Конечно, если создан тандем: охрана – заместитель директора строительной компании по вопросам экономической безопасности. Достаточно снабдить посты охраны, которые осуществляют допуск на объект автотранспорта, специальными «Книгами по регистрации движения транспорта» – и движение грузов моментально попадет под контроль.
Охрана строительных объектов – специфическая работа и далеко не простая. Важным моментом здесь является опыт сотрудников, дисциплинированность, соблюдение режимного контроля, поддержка поста охраны группой быстрого реагирования, грамотная расстановка постов охраны, устойчивая радиосвязь. В любом случае доверять можно только профессионалам. Они позаботятся о том, чтобы потенциаль-
ные угрозы были выявлены до того, как произойдет нарушение, а также своевременно примут меры по их пресечению и нейтрализации.