Строители и спутниковая навигация

ИГОРЬ КУЗНЕЦОВ

За 11 месяцев 2012 года количество угонов строительной техники, по данным УГИБДД, возросло на 1,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Особым спросом пользуются бетономешалки, бетоносмесители, самоходные краны, бульдозеры, фронтальные погрузчики и экскаваторы.

Как видим, статистика далеко не утешительная. Спрос на технику у строителей большой, но не каждый застройщик может себе позволить ее приобрести. Общий ущерб от хищений уже превысил миллиард рублей в год.

Сегодня стоимость ворованного самосвала достигает 3 млн рублей, «КамАЗа» — 1,5 млн, автокрана — до 14 млн рублей. Примерно столько же стоят бульдозер и асфальтоукладчик. Это гораздо ниже их реальной рыночной стоимости. Учитывая, что у дилеров, торгующих строительной техникой, надо ждать поступления техники не один месяц, стоит ли удивляться складывающемуся положению дел.

Так, в ноябре этого года в Подмосковье были арестованы члены ОПГ, которая специализировалась на совершении краж большегрузной и строительной техники с последующей ее легализацией.

 Строители и спутниковая навигация

По словам представителей ГУ МВД РФ по Московской области, злоумышленники угоняли технику ночью от жилых домов и строительных площадок. На похищенном транспорте перебивались номера, после чего технику легализовывали и продавали.

Исполнителями были четверо уроженцев республик Дагестан, Ингушетия, Таджикистан и Узбекистан. По факту хищения возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ — кража. Угонщикам грозит срок до 10 лет.

В Петербурге были задержаны два инспектора ДПС, специализирующихся именно на воровстве строительной техники. В конце февраля еще 2010 года они организовали хищение экскаватора Liebherr — 250 тыс. рублей, экскаватора Komatsu — 3,8 млн рублей, и напоследок еще два экскаватора IS-220 на 3 млн рублей.

В Самарской области в 2012 году было похищено 2 транспортных средства фирмы Komatsu, седельный тягач Freightliner, экскаватор-погрузчик JCB 3CX, автобетоносмеситель МАЗ АБС, а также автоэвакуатор TATА-2784.

 Строительная техника

По мнению экспертов, строительную технику угоняют чаще всего на заказ. По данным страховой компании «ЭРГО-Русь», угон коммерческого транспорта, как правило, составляет от 10 до 15% от общего числа угонов транспортных средств, но в последние 2—3 года этот процент растет. Чаще всего из спецтехники угоняют грузовики «КамАЗ», обычно самосвалы. Следующей по популярности угонов идет строительная техника — краны, бетономешалки, бетононасосы, далее грузовики Volvo, Scania, MAN. Рост угонов происходит в том числе из-за роста цен на спецтехнику, так как спрос на нее у строительных организаций увеличился.

Однако строительные компании несут потери не только от прямого хищения дорогостоящей техники. Не менее остро стоят вопросы, связанные с хищениями топлива, использования техники не по назначению, когда водитель совершает левые рейсы, крановщик подрабатывает на постройке дачи соседа, а бульдозерист или водитель грейдера в свободное от работы время помогают построить дорогу к дачному кооперативу. Все эти негативные факторы приводят к тому, что компании-владельцы вынуждены идти на самые различные ухищрения для осуществления контроля.

Хотя кардинальное решение найдено уже давно. Это спутниковые навигационные системы. Именно они дают возможность отследить в реальном времени место нахождения любого подвижного и неподвижного объекта, оборудованного маячком или приемником спутниковой системы навигации. Они же позволяют знать точный километраж пробега, отслеживать маршрут в реальном времени и даже определять, работает на данный момент двигатель или заглушен.

Рождение спутниковой навигации

Первыми решили проблему создания спутниковой навигационной системы американцы. Проект, разработанный и запущенный Ричардом Кирширена, начал успешно функционировать в 1968 году. Он обеспечивал нужды вооруженных сил США, и в первую очередь ВМС, определяя местоположения подводных лодок и кораблей с точностью до нескольких метров. Гражданская версия была менее точна и определяла координаты с точностью плюс-минус 100—150 метров. Но и этого более чем достаточно, чтобы отлеживать месторасположение любых движущихся наземных объектов.

 Стройтехника

В России эту проблему решили гораздо позже, лишь в 1993 году, когда была создана и запущена в эксплуатацию глобальная спутниковая навигационная система ГЛОНАСС.

Сегодня точность определения приемника GPS/ГЛОНАСС при самых неблагоприятных условиях достигает 10—15 метров. Хотя по заявлениям представителей Роскосмоса точность отечественной системы достигает 2,8 метра.

Как мы уже говорили, сегодня мы имеем две действующие спутниковые навигационные системы — нашу ГЛОНАСС и американскую GPS. Их различие заключается в том, что российские спутники вращаются по орбитам не синхронизированно и, следовательно, нет необходимости в корректировке. Однако их срок службы значительно меньше американских аналогов.

Что лучше?

Как показала практика использования спутниковых систем навигации, наиболее оптимальным является использование совмещенной системы приемников GPS/ГЛОНАСС. Первые лучше работают на открытой местности, зато вторые обеспечивают более высокую точность и надежность в районах Севера. Неслучайно заместитель начальника отдела геодезических исследований компании SWEPOS (управляющая компания сети спутниковых опорных станций) Бо Йонссон сказал, что ГЛОНАСС работает лучше в северных широтах, орбиты ее спутников проходят выше над горизонтом, и мы «видим» их лучше, чем спутники GPS. Именно поэтому девяносто процентов клиентов компании SWEPOS используют ГЛОНАСС/GPS.

Что почем?

Необходимо отметить, что современные спутниковые системы мониторинга транспорта — это сложная сумма составляющих навигации, организационных вопросов и анализа автоперевозок. Они имеют самые различные названия и производятся не одним десятком компаний в России и за рубежом. Основное их отличие — в комплектующих и местах сборки, хотя в принципе цены очень близки — «Автотрекер», Control, Car-Tracker и т. д. Средняя абонентская плата клиента за пользование такой системой составляет порядка 450 рублей в месяц. Сам комплект маячков и других приборов стоит порядка 4,5—6 тыс. рублей в зависимости от комплектации. Как показывает практика, окупаемость такой системы составляет от 1,5 до 3 месяцев.

Однако это все теория. Востребованы ли подобные системы у строителей?

Практика применения

Обратимся к опыту строителей Саратова. Сегодня там завершается оснащение трекерами ГЛОНАСС/GPS автотранспортного парка ЗАО «УМ-24». До этого аналогичным оборудование установили на технике таких предприятий строительной отрасли, как «Волгомост», ГК «СУ-155» и управления № 1 при Спецстрое России.

 

Не стоит думать, что саратовцы исключение из правил. Возьмем Москву. ОАО «МТЭР» (Межрегионтеплосетьэнергоремонт) в этом году завершило оснащение своей техники — бульдозеров, кранов, экскаваторов, самосвалов, погрузчиков системой ГЛОНАСС/GPS не ограничившись навигацией. На 11 автомобилях установили тахографы, обеспечив контроль скорости движения, расхода топлива, пройденного пути и времени работы. И таких примеров можно привести массу, начиная с Краснодарского края и до дальневосточного Приморья.

Другие возможности

Сегодня основное внимание мы уделили строительной технике, ее сохранности и эксплуатации. Но возможности использования навигационных систем в строительстве на этом не ограничиваются. Взять тоже дорожное строительство, прокладку будущей трассы.

Все начинается с проектирования и привязки к местности. Использование ГЛОНАСС/GPS позволяет проложить маршрут трассы без малейших отклонений, более того, при строительстве самой трассы спутниковая навигация позволяет вести визуальный контроль за ходом проведения работ в реальном времени.

Кстати, москвичи с конца этого года стали использовать возможности ГЛОНАСС/GPS для обследования состояния дорожного полотна. По инициативе ГКУ «Экспертавтодор» несколько десятков экипажей ДПС, оснащенные соответствующим оборудованием, этой осенью проводят обследование дорожного полотна на автомобилях, полученные результаты в реальном времени передают в базу данных с подробным описанием проблемных мест вместе с координатами и фотографиями.

Игорь КУЗНЕЦОВ

Фото: inetauto.ru, aerospace-technology.com, specmash.com.ua, topserver.ru